Мебель


Как это ни странно, но многие дети даже младшего школьного возраста не в полной мере владеют лексикой по данной теме. А именно: путают название диван и кровать, шкаф и тумбочка, диван и кресло,  не знают названия многих предметов: тумбочка, табуретка и др. Также, затруднено словообразование, согласование слов между собой. А когда дело доходит до описания предметов, то тут очень сложно построить своё высказывание даже тем, кто не имеет речевых проблем. 


 Итак, лексика:

1.Предложите ребёнку назвать ту мебель, что находится в его комнате, квартире.
Если это вызовет затруднения, не просто скажите ему название предмета, но и объясните отличие от похожих. В случае отсутствия в квартире какого-либо предмета мебели, рассмотрите его на картинке:
Грамматика и словообразование

2. Игра "Расскажи, какие?" на подбор прилагательных к существительным. Согласование существительных с прилагательным в роде, числе и падеже.

Стол (какой?)-...
Стул (какой?) - ...

Кресло (какое?)- ...
Кресло (какое?)-...
Диван (какой?)- ...
Кровать (какая?)- ...

3. Упражнение "Посчитай" на согласование числительных с существительными.

1 кресло, 2...,3......, 4......,5......
1 стул, 2 ..., 3 ..., 4 ..., 5 ...

1 кровать, 2 ..., 3 ..., 4 ..., 5 ...
и т.д.
4. Упражнение "Один - много" на употребление существительных в родительном падеже мн. числа.

Один стул - много стульев.

Одна кровать - много ...
Одно кресло - много ...
и т.д.
5. Упражнение "Ласковое слово" на образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Стол - столик,

диван - диванчик
кровать-кроватка
кресло-креслице
и т. д.
6. Игра "Добавлялки"

Закончи предложение:


Стол, за которым пишут, называется ... (письменным)
Стол, за которым обедают, называется ...
Стол для компьютера, называется ...
Полка для книг, называется ...
Шкаф для книг, называется ...

7. Упражнение "Из чего - какой" на образование относительных прилагательных.

Ножки стола из дерева. Они какие? (деревянные)

Стол из стекла. Он какой?
Ручки на дверцах из пластмассы. Они какие?
Обивка на кресле из кожи. Она какая?

8. Упражнение "Скажи наоборот" на употребление антонимов.

Шкаф высокий, а тумбочка - ...

Тумбочка квадратная, а стол-...
Полка длинная, и стул-...
Диван мягкий, а стул - ...
и т. д.

Развитие связной речи:

9. Составление описательного рассказа
Опираясь на схему-подсказку попробуйте составить рассказ о каком-то предмете мебели.
-Назови о чём ты будешь рассказывать.
-Для чего нужна эта мебель.
-В каком помещении она используется.
-Какого цвета этот предмет.
-Назови детали, которые есть в этом предмете.
-Какой формы этот предмет.
-Как необходимо ухаживать за этой мебелью.
-История появления этого предмета.






Развитие логического мышления:

1. Загадки о мебели:
Учим детей находить образные сравнения, схожие элементы с частями мебели, по которым можно узнать предмет.

Днем спит на ней подушка, а по ночам — Андрюшка. (Кровать)

Есть спина, а не лежит никогда.
Есть четыре ноги, а не ходит.
Сам всегда стоит, а всем сидеть велит. (Стул)

Ножек четыре, шляпка одна,
Нужен, коль станет обедать семья.
Четыре братца
под одной крышей живут,
одним поясом подпоясаны. (стол)

Я удобный, очень мягкий,
Вам не трудно угадать, -
Любят бабушки и внуки
Посидеть и полежать. (диван)
Меня в комнате всякий приметит,
А открыв меня, зиму с летом встретит.
(Шкаф)
Я на стол чуть-чуть похожа,
Есть на кухне, и в прихожей,
В спальне я бываю редко,
А зовусь я …
(Табуретка)
На него садятся, но не стул.
С подлокотниками, но не диван.
С подушками, но не кровать.
(Кресло)

Четыре ножки,
Одно тело и две спинки,
На одной из спинок –
Перинка для Иринки.
(Кровать)

Всех в объятья принимает –
И баюкает, качает.
(Кресло-качалка)

У него спина большая,
И на ней он разрешает
И писать, и рисовать,
И лепить, и вырезать.
(Письменный стол)

Есть спина, а не лежит никогда.
Есть четыре ноги, а не ходит.
Сам всегда стоит, а другим сидеть велит.
(Стул)

На него ты сможешь сесть
Коль к столу позвали есть.
(Стул)