Звук Ж





Звук “Ж”

При произнесении звука “Ж”:

губы вытянуты вперед и округлены,

зубы сближены до расстояния 4-5 мм,

кончик языка поднят к альвеолам верхних зубов,

средняя часть спинки языка прогибается ("чашечка"),

задняя часть спинки языка поднята по направлению к мягкому небу,

боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам,

сильная струя воздуха проходит через две щели: между задней частью языка и мягким небом, и между кончиком языка и твердым небом,

голосовые складки сомкнуты – производят голос.

Артикуляционная гимнастика. Звук Ж.

Название упражнения,

Описание упражнения

“Хоботок”        

С напряжением вытянуть вперед губы.

Калиточка”    

Приподнять верхнюю и нижнюю губы, обнажив сближенные зубы.

“Непослушный язычок”   

Улыбнуться, слегка покусывать кончик широкого язычка.

“Лопатка”        

Приоткрыть рот, широкий, мягкий, расслабленный язык положить на нижнюю губу.

“Качели”

Открыть рот, кончиком языка поочередно касаться верхней и нижней губ – движения вверх-вниз.

“Болтушка”     

Открыть рот, кончиком языка касаться верхней губы – движения вперед-назад.

“Чашечка”       

Приоткрыть рот, края и кончик широкого языка поднять кверху в форме “чашечки”.

“Красим верхний заборчик”     

Улыбнуться, приоткрыть рот, кончиком языка с внутренней стороны “красим” верхние зубы “кисточкой” - кончиком язычка. Движения вверх-вниз и влево-вправо.

“Красим потолок”    

Открыть рот, кончиком языка проводить по твердому небу в направлении сзади-вперед.
Речевой материал для автоматизации звука в речи

Важно: звук не закрепляется в позиции оглушения!

1. Повторите, не путая звуки:
жа-жа-жу
жу-жу-жи
жи-жи-жа
жа-жу-жи
жи-жу-жа

2. Проговариваем Чистоговорки:

Жа-жа-жа-есть иголки у ежа;

Жу-жу-жу-молока дадим ежу;

Жи-жи-жи-у ежа-ежи.


Скороговорки:

*У ежа - ежата, у ужа- ужата.

*Ель на ёжика похожа: ёж в иголках, ёлка тоже.

Снежок лежал, лежал, а потом взял- побежал.

*Жук упал и встать не может- ждёт он кто ему поможет


3.Учим стихотворение с опорой на картинки:



4. Составляем предложения с опорой на картинки:

5.Играем с улиткой

  • Назовите все слова от буквы Ж.
  • Счёт предметов от 1 до 5 (1 жёлудь, 2 жёлудя, 3 жёлудя, 4 жёлудя, 5 желудей)
  • "Чего нет"?(нет баклажана, нет ножей...)
  • Составляем предложения по картинкам.




6. Составляем предложения с опорой на картинку:

Например: Жираф живёт на первом этаже.

Читаем предложения, контролируя правильное произношение звука Ж:

С прямым слогом: У Жени ножик. На Жоре пижама. Женя, покажи свой ножик. Ужин нужен жуку и ежу. Рядом с ежом бежали ежата. Жора живёт на пятом этаже. Дети любят животных. Жанна и Женя живут на пятом этаже. Мне жалко жука.





С обратным слогом: Нужно ценить дружбу. Жанна купила пирожное. Женя выполнил важную работу. В книжном магазине можно найти нужную книгу. Жора ждал окончания дождя.  Женя дважды побеждал в лыжных гонках. Женя жалуется маме на Жанну. Между окнами жужжит жук. Дважды сегодня был дождик.


7.Учим стихотворения:
Жадина.

Жадину я ни о чём ни прошу.

В гости я жадину не приглашу.

Не выйдет из жадины друга хорошего,

Даже приятелем не назовешь его.

Дождик.

Дождик, дождик, не дожди,

Не дожди ты, подожди.

Выйди, выйди солнышко,

Золотое донышко.

Жук.
Над Жорой жук, жужжа, кружит.
От страха Жора весь дрожит.
Зачем же Жора так дрожит?
Совсем нестрашно жук жужжит.

8.Читаем и пересказываем рассказы:
Живой уголок.

В нашей школе живой уголок. Сначала там были только белые мыши. Потом  Жанна отдала в живой уголок ежа. А Жора поймал ужа. Дядя Гриша подарил стрижа. Потом появились жаба и жуки. Школьники полюбили живой уголок. Живой уголок был в большой комнате. Теперь там несколько ужей, ежей, мышей, много жуков и жаб.



Рыжик.

Был у Рыжухи жеребёнок. Жеребёнок был рыжий. Женя звал его Рыжиком. Рыжик был слабый, еле на ногах держался. Рыжуха жалела жеребёнка. Женя тоже жалел Рыжика. Ухаживал и помогал Рыжику. Когда Рыжик окреп, Женя водил его на лужок. Рыжик любил кружить по лужайке. Покружит и ляжет под стожок. Когда Рыжуху впрягали в телегу,  Рыжик бежал рядом. У реки Рыжуху выпрягали. Рыжуха купалась сама, а Рыжика купал Женя. За лето Рыжик окреп.


Женя- рыбак.

Женя любил удить рыбу. Он сам сделал удочку. Уже рано утром Женя бежит удить. На лужайке Женя ловит жуков и копает червей. Это будет наживка. Наживку Женя держит в банке. Бежит Женя к реке. Терпеливо ждёт клёва. Рыбу он держит в ведре: так она будет свежее. Уже две дюжины в ведре. Приближается жара, и Женя идёт домой. Будет уха из свежей рыбы.


Ёжик – лежебока.                                                  

Между двух ёлок живёт лежебока-ёжик. Живёт, не тужит, нет нужды никуда бежать. Наденет ёжик жёлтую пижаму  и лежит, важный такой. Никто его не уважает. Да и как же можно так жить?















Литература


1.Алифанова Е.А., Егорова Н.Е. Логопедические рифмовки и миниатюры.- Москва, Гном-Пресс.1999г.
2.Богомолова А.И. Логопедическое пособие для занятий с детьми.-СПб.,1996г.